Еще со времен правления императора Петра I, в первую очередь внимание уделялось постройке и содержанию морского военного флота. В это же время активно строились порты, строительство которых подразумевало залог успеха для торговли с иностранными государствами. В результате такой бойкой торговли императорская казна пополнялась несколько больше. Когда морские флотилии находились в затруднительных или кризисных положениях, государство всегда находило средства для поддержания великого флота.
Да, он действительно был велик и могущественен! При Петре ежегодно строилось 50-80 судов, на сегодняшний же день это просто невероятные цифры. В то время такая оперативная реакция со стороны властей способствовала укреплению России, как морской державы. Наш флот – это не только сами суда, а порты с близлежащими складами, ремонтными и профилактическими базами обслуживания.
После развала Советского Союза, новая Россия подошла к критической черте в существовании морского флота. При переделе флота со странами СНГ, имевшими выход к морю, Россия потеряла около 1/3 всего морского флота, как торгового, так и военного. При подсчете оставшегося флота можно было различить несбалансированные по своему назначению суда, малорентабельные и плохо приспособленные к прогрессивным работам в судоходстве, имеющие возраст, который уже предполагал утилизацию. Понятное дело, что и в портовом хозяйстве был полнейший бардак. Вместе с потерей множества значимых для страны судов, русское государство теряет очень важные порты. Вентспилс, Южный, Севастополь, Одесса, Ильичевск – эти портовые города были потеряны и находятся под юрисдикцией других государств. Северные порты не могут компенсировать огромный поток товарных судов, учитывая, что у России остался только Санкт-Петербург и Калининград, порт, являющийся анклавным. На дальнем Востоке, к счастью все порты были в порядке и принимали грузы успешно.
В 1992 году президент России в срочном порядке издал указ «О мерах по возрождению Российского флота». Конечно, флот моментально восстановить не получилось, однако пополнить его до мало-мальски реальных объемов удалось. Были также повышены пропускные способности оставшихся под российским флагом портов. На тот момент, шоковая терапия была применена достаточно вовремя.
Для нас морской флот является политически и экономически важной отраслью, которая никак не может быть брошена в стихию анархии и безвластия. За каждым судном, принадлежащим великой России должен быть жесткий контроль. Развитие флота, его пополнение, должно строго контролироваться напрямую властями, и желательно, лично президентом. Без такого подхода наша страна вернется опять в допетровские времена.